Обращение Комитета “Преемственность и возрождение России”

ПОРА ИЗБРАТЬ ПУТЬ

Завершился ХХ век. Век – трагический для России. Ни одна другая страна не прожила столь долгий срок в условиях тоталитаризма. Ни один народ мира не сражался так долго и упорно со всем, именуемым Богом и святынею, человеческим достоинством и справедливостью, как наш народ. Но и не многие нации в ХХ в. испытали столько страданий, сколько испытал русский народ, понимаемый не в узко этническом, но в гражданском смысле. Все этносы России понесли колоссальные утраты за годы советской власти, лишившись своей религиозной, политической и культурной элиты, своих наиболее честных, принципиальных и деятельных представителей, своей истории, запечатленной в памятниках литературы и материальной культуры. Конечно, и в коммунистические десятилетия люди любили и верили, творили и радовались, но всегда вопреки тлетворной, стремившейся всё подчинить себе силе богоборческого и человеконенавистнического строя, в сознательном или бессознательном противлении ему.

75 лет наложили на духовный облик народа России такой отпечаток, который, быть может, не сотрется на протяжении еще многих десятилетий. Но, хуже того, за многие поколения люди срослись с советским режимом, забыли о масштабе понесённых утрат и начали воспринимать коммунизм чуть ли не как русскую национальную идею. Мало того, и во всем мире “советскость” отождествилась с “русскостью”. Однако привыкание к тяжёлой болезни не приближает исцеление от нее. Напротив, оно особенно опасно, так как уменьшает желание выздороветь.

И вот результат – после завершения в России коммунистического эксперимента прошло уже двенадцать лет, однако мы до сих пор не определились в своем историческом пути. Что такое Российская Федерация как государство? Каково ее реальное положение в мире? Кто ее союзники и соперники? Чем определяются ее границы? Как соотносит себя нынешняя страна с коммунистическим 75-летием и со всем тысячелетним опытом российской государственности? Какова стратегия страны в ХХI веке? Ни по одному из этих вопросов ни у власти, ни у общества ясных и единых позиций нет.

Потеря исторических и государственно-правовых ориентиров ведет к утрате норм морально-нравственных, наносит непоправимый ущерб психическому состоянию народа, опустошает его душу, развращает молодёжь, обессмысливает общественную жизнь, лишая ее идеалов. В этом – одна из коренных причин катастрофического падения рождаемости, слабости семейных устоев, психологической установки очень многих людей не на жизнь, а на смерть.

Мы уверены, что возрождение России может произойти только если наш народ осознает советский период истории как пагубный, безнравственный и противоправный, если обратит свои помыслы и силы на восстановление преемства с настоящей российской государственностью, уничтоженной в огне гражданской войны 1917-22 гг. Ведь нынешняя Россия политически и юридически отрезана от своего тысячелетнего исторического наследства и является продолжательницей советского государства. Такой вывод вытекает из следующих взаимосвязанных фактов:

Первое. РФ объявила себя правопродолжателем СССР – государства, созданного в непримиримой борьбе с исторической Россией и построенного на её тотальном отрицании. Таким образом, нынешняя Россия, произвольно названная так в законе РСФСР от 25 декабря 1991 г, строго говоря, Россией не является. Правовая система РФ строится на советском противоправном фундаменте. Все законы СССР и РСФСР, если они не замещены новыми, сохраняют свою силу в сегодняшней РФ, но ни один закон России дореволюционной в ней не действует. Это безусловно, свидетельствует о том, что РФ – не возрожденная Россия, а продолжение коммунистического режима, уничтожившего Россию и отменившего декретом СНК от 22 ноября 1917 г. всё национальное русское законодательство. К тому же, дух советского “права” – дух презрения к человеческой личности и всесилия власти –пронизывает всю послесоветскую законодательную и правоприменительную практику – будь то судебная, полицейская или чиновничья. Нынешний российский правоприменитель оказывается зачастую ничуть не лучше правоприменителя советского.

Второе. Не получил должной моральной и исторической оценки большевистский режим и весь период истории СССР. Преступления большевиков не осуждены, и акт всенародного покаяния за прямое или косвенное соучастие в них, за непротивление им так и не имел места. Это значит, что не произошло и всеобщего самоочищения, которое является непременной предпосылкой духовного и нравственного возрождения. Русскость, в гражданском смысле слова, из национального самосознания не вытеснила советскость. Более того, нет даже признаков начала движения в этом направлении.

Третье. В основе экономических и имущественных отношений в РФ лежит признание законности советской “общенародной” собственности, которая в течение 12 последних лет была “приватизирована”, как если бы она была и в самом деле “ничейной”. Но на чем основана эта советская собственность? На частной собственности, экспроприированной большевиками у множества владельцев, горожан и крестьян, потомки которых и составляют население нынешней РФ, ближнего зарубежья (пространств исторической России) или являются эмигрантами, отцы и деды которых были вынуждены покинуть отечество. Раздав “общенародную” собственность новым владельцам и не вспомнив о правах старых (или их потомков), власть РФ продемонстрировала, что она генетически связана именно с советским режимом, конфисковывавшим собственность, начиная с 1917 г., и не имеет ничего общего с Российским государством, эту собственность гарантировавшим, охранявшим и постепенно развивавшим ее использование в направлении большей социальной справедливости и ответственности.

Нынешнее государство не признало прав собственности и за теми десятками миллионов людей, которые, при советской власти, повинуясь прямому насилию или крайней необходимости, были вынуждены бесплатно или за бесценок строить заводы, энергетические объекты, дороги, мосты, создавать иные материальные ценности, которые сейчас приватизированы. Ни они, ни их потомки не получили никаких имущественных прав или компенсаций за свой труд. И здесь нынешняя власть демонстрирует свою генетическую связь с репрессивным советским государством, поскольку не только не восстанавливает попранную им справедливость, но и продолжает по своему усмотрению распоряжаться плодами подневольного и недооплаченного труда миллионов людей. Стало быть, эти люди для него, как и для советского государства, – не более, чем “лагерная пыль”.

Четвертое. С точки зрения культуры и государственной символики, РФ также демонстрирует преемственность не с дореволюционным русским, а с советским периодом. Города, поселки, улицы, предприятия, станции метро продолжают носить имена советских партийных и государственных деятелей или революционных феноменов, монументальные изображения советских лидеров повсеместны в сегодняшней России. При этом исторические события и явления, а также деятели антисоветского сопротивления практически не воплотились за 12 лет ни в топонимике, ни в формах городской скульптуры. На смену советской идеологии, отрицавшей положительный образ и даже смысл дореволюционной России и воспевавшей не ее созидателей, а разрушителей, не пришла идея воссоздания России, до основания разрушенной большевиками, воссоздания не искусственного музейного, а живого и подлинного. Потому и патриотизм у нас сегодня не здоровый, что в головах и сердцах людей перепуталась любовь сразу к двум всецело отрицающим друг друга отечествам – СССР и России, а для нынешней власти всё советское – органически родное, а всё дореволюционное – только полуфольклорный декор.

Пятое. Пространственно нынешняя РФ (РСФСР) – неведомое никому доселе государственное образование, скроенное сталинскими картографами. Подмена России РСФСР, т.е. осколком СССР (пусть и самым большим), – величайший и беспрецедентный обман. Добровольно ограничив Россию пределами РСФСР, нынешняя власть также продемонстрировала свою генетическую связь с советской государственностью.

Строить современное Российское демократическое государство с соревновательной рыночной экономикой, с заботой о правах человека на советском тоталитарном основании невозможно. Советчина неизбежно будет искажать и отторгать и уже искажает и отторгает все здоровые преобразования, превращая демократию в олигархию, гражданские свободы – в бандитский произвол, а рыночную экономику – в безудержное разворовывание богатейшей страны.

Восстановление российской идентичности может произойти лишь в результате решительного разрыва с идентичностью советской и возвращения к преемственности с исторической Россией, в первую очередь во всех пяти названных сферах – государственного права, гражданской нравственности, отношений собственности, исторических идеалов и государственного пространства. Надо четко и недвусмысленно объявить права нынешней России на ее тысячелетнее историческое наследство, и это откроет широчайшие перспективы для возрождения нашего отечества.

Во-первых, надо восстановить правопреемство с российским государством. Нет иного пути решения этой задачи, кроме как воссоздание в качестве основы нашей государственности и правопорядка Основных государственных законов 1906 г. и всего законодательства России, существовавшего на 1917 г. и, соответственно, признание советского законодательства ab initio vitiosum (от начала порочным) и не соответствующим базовым принципам права.

Конечно же, отказ от советского права вовсе не означает, что нужно немедленно отменить все правовые акты советского периода и тем ввергнуть наше общество в анархию. Мы далеко не первыми избавляемся от коммунистического правового фундамента. До нас это успешно проделали страны Центральной и Восточной Европы. И всякий раз в этом процессе огромное значение имел переходный период, когда постепенно происходила подстройка к духу и букве национального докоммунистического законодательства правовых реалий сегодняшнего дня. При этом, ныне действующая конституция 1993 года может стать хорошей переходной формой от советского псевдо-права к российскому праву, а многие из законов, разработанные и принятые после 1991 г., безусловно окажутся крайне необходимыми при адаптации дореволюционного российского права к потребностям сегодняшней России. В таком процессе правовые акты советского времени, которые не противоречат национальному правопорядку, могут признаваться законными в возрожденной России.

Твердо сказав, что нашей нынешней основой является правопорядок, уничтоженный большевизмом, и прежде всего Основные государственные законы 1906 года, Россия сможет опереться на национальный правовой фундамент. Опереться как на его дух, так и на те многочисленные нормы, содержание которых далеко не устарело.

Во-вторых, через акт всенародного покаяния, аналогичный покаянию немецкого народа в преступлениях нацизма, мы сможем наконец-то дистанцироваться от преступлений советского времени, освободиться от их власти над нами. Понятно, что такое покаяние – не столько религиозный, сколько гражданский акт, предполагающий признание пропаганды коммунистической идеологии и попыток оправдания преступлений большевизма против человечества – преступными деяниями. Напротив, борьба с большевизмом, противостояние коммунистическому режиму наконец-то будут признаны действиями, достойными уважения, подражания и признательности потомков. Всё это уже произошло в Болгарии, Польше, Латвии и во многих других странах.

В-третьих, если мы желаем в основание хозяйственных отношений положить принцип уважения к частной собственности, то для этого необходимо восстановить в той или иной форме и мере (практические решения – дело специалистов) имущественные права, существовавшие на момент большевистских грабежей, то есть провести реституцию собственнических прав. И опять же, опыт освободившихся от коммунизма стран Восточной Европы дает нам множество примеров решения этой задачи. Но в какой бы форме ни проводилась реституция – непосредственным возвращением недвижимости, возмещением вложенных предками трудов и сил, ценными бумагами предприятий, государственными обязательствами или как-то иначе, — она приведет к моральному оправданию частной собственности в глазах общества, к увеличению слоя достаточных собственников и к общему оздоровлению хозяйственного и политического климата страны. В России, где в невиданных масштабах в десятилетия большевистской диктатуры использовался подневольный и недооплаченный труд, потомки должны также получить справедливые компенсации за труд предков или акциями построенных ими предприятий, или специальными пенсиями.

В-четвертых, разрушители исторической России, а порой и кровавые палачи русского народа не должны далее занимать в “монументальной пропаганде” и топонимике место, которое во всех странах принадлежит национальным героям, на образах которых воспитываются новые поколения. Мы должны сменить имена и образы советской пропаганды на те имена, которые действительно достойны подражания как величайшие деятели отечественной культуры, пламенные патриоты, созидатели и защитники России, борцы за действительную свободу и справедливость для ее народа.

В-пятых, любая территория, входившая в состав России до 1917 г., должна получить возможность вновь актуализировать свое пребывание в ней, через обращение к правопреемству с дореволюционной Россией, при условии неукоснительного соблюдения всех признанных международным сообществом для подобных случаев демократических процедур (референдум и т.п.). В отношениях со всеми государствами, в том числе и с теми, которые возникли на обломках исторической России, следует исходить из общепринятых принципов международного права, и в частности, из универсального принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) с неотъемлемой оговоркой rebus sic stantibus (при существующем положении вещей). Такая декларация позволит, оставаясь в рамках международно-правового поля, не закрывать вопрос о восстановлении территории исторической России, если того пожелают те или иные народы, входившие в ее состав.

РФ не смогла еще в полной мере интегрироваться в систему международных отношений и обеспечить максимально благоприятные внешние условия как для решения своих внутренних проблем, так и для участия в становлении нового миропорядка. Дореволюционная Россия воспринималась Европой в качестве своей важнейшей органической части. А современная РФ Европой и мировым сообществом отторгается. Это происходит потому, что мир до сих пор не доверяет “новой” России, ибо видит в ней не продолжательницу тысячелетнего российского государства, а наследницу уничтожившего его тоталитарного агрессивного СССР.

Лишь если Россия решительно завершит процесс десоветизации, возвратится к историческому правопреемству с государством, существовавшим до 1917г., признает попранные большевиками права своих граждан, – она получит шанс стать неотъемлемой частью мирового сообщества, внести свой вклад в формирование нового, более справедливого и нравственного миропорядка, а прежде всего станет предсказуемой и понятной для своих граждан и привлекательной для населявших когда-то Россию народов.

Перейти наконец от слов к конкретным трудам по восстановлению Российского государства, разрушенного большевиками, – в этом мы видим главную национальную задачу нашего народа.

ПОДПИСИ ПОД ДЕКЛАРАЦИЕЙ “ПОРА ИЗБРАТЬ ПУТЬ”

на 31 августа 2003 г.

Александров Кирилл Михайлович – историк, глава Корпуса юных российских разведчиков

Амосов Юрий Константинович – главный редактор газеты “За Россию!”

Барышников Александр Григорьевич – казак, общественный деятель (Сахалин)

Березина Светлана Яковлевна – общественный деятель (Кострома)

Богомолов Владимир Иванович – казак (Сахалин)

Бураков Лев Александрович – председатель Союза литераторов Оренбурга

Бюнау Евгений Карлович – инженер, руководитель фирмы.

Виноградов Игорь Иванович – главный редактор журнала “Континент”

Власова Татьяна Моисеевна – Председатель Совета Старшин Московского Купеческого Общества

Волков Сергей Владимирович – д.и.н., главный научный сотрудник Института русской истории РГГУ

Габриелян Георг Леонович – политолог (Санкт-Петербург)

Голенко Дмитрий Георгиевич – инженер

Ершков Александр Иванович – рабочий завода “Енисейлес”, краевед (Красноярск)

Жедилягина Александра Ивановна – член НТС (Техас, США)

Зданьски Андрей Константинович – вице-председатель Научного Совета Москвы

Зименкова Ольга Николаевна – профессор МГИМО, директор Фонда им. Э.М.Аметистова

Зубов Андрей Борисович – д.и.н., профессор МГИМО (У), зав. кафедрой Истории религий Российского Православного университета Иоанна Богослова.

Кара-Мурза Алексей Алексеевич – д.ф.н., заведующий отделом Института философии РАН (Москва)

Карлов Юрий Евгеньевич
– д.ю.н., чрезвычайный и полномочный посол, профессор МГИМО (У).

Келин Алексей Николаевич – член правления общества “Русская традиция” (Прага)

Кикоть Виль Алексеевич – профессор Российской Государственной Юридической Академии

Колодиж Борис Николаевич – председатель общества социологов (Ярославль)

Колосов Владимир Александрович – доктор географических наук, руководитель Центра геополитических исследований Института географии РАН

Комаров Максим Евгеньевич – казак (Сахалин)

Коновалов Валентин Степанович – публицист (Новокуйбышевск, Самарской обл.)

Кортунов Сергей Вадимович – вице-президент Внешнеполитической ассоциации.

Кравченко Игорь Львович – научный руководитель земской гимназии (Балашиха, Московская обл.)

Краснов Михаил Александрович – д.ю.н., заместитель директора Фонда ИНДЕМ

Кривошеин Никита Игоревич – синхронный переводчик ООН (Париж)

Кривошеина Ксения Игоревна – художник, литератор (Париж)

Архимандрит Никон Лысенко – инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии

Магеровский Евгений Львович – заместитель председателя Русской академической группы (США), д.и.н.

Мануильский Д.А. – юрист, международное право.

Марахонов Владимир Иванович – инвестиционный менеджер

Марцинковская Т.Д. – д.п.н., профессор, член-корр. РАЕН.

Медушевский Вячеслав Вячеславович – доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И.Чайковского.

Микаэлян Карен Залибекович – Главный редактор журналов “Армянский вестник” и “Гражданинъ”

Протоиерей Георгий Митрофанов – доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии

Москвин Виктор Александрович – Директор библиотеки-фонда “Русское Зарубежье”, Генеральный директор издательства “Русский путь”

Моренко Андрей Николаевич – тех. ред. ж-ла “Посев”

Незнанский Фридрих Евсеевич – литератор, юрист (Германия)

Оболонский Александр Валентинович – д.ю.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН.

Панфилов Глеб Анатольевич – кинорежиссёр

Печников Виталий Викторович – казак (Сахалин)

Пивоваров Юрий Сергеевич – член-корреспондент РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН

Пирогов Анатолий Петрович – рабочий (село Пестровка Самарской области)

Пушкарев Борис Сергеевич – директор издательского содружества “Посев”

Рогачёв Сергей Николаевич – казак (Сахалин)

Рокотян Юрий Васильевич – председатель Солженицынского общества (Санкт-Петербург), инженер

Русское богословско-философское общество им. Св. прав. Иоанна Кронштадтского (г.Одесса)

Савельев Андрей Николаевич – д.п.н., советник Государственной Думы.

Сергеев Г.М. – д.ф.н., главный редактор журнала “Безопасность Евразии”

Степаницкий Алексей Борисович – казак (Сахалин)

Умецкая Валентина Никитична – к.ф-м.н. (Санкт-Петербург)

Ушаков Василий Александрович – казак (Сахалин)

Федотов Михаил Александрович – д.ю.н., Чрезвычайный и Полномочный посол

Фостер Людмила Александровна – исследователь русской эмиграции (США)

Цветков Василий Жанович – к.и.н., Главный редактор альманаха “Белая Гвардия”

Цурганов Юрий Станиславович – к.и.н., ответственный редактор журнала “Посев”

Чкуасели Вахтанг Отарович – академик РАЕН, директор НИИ Устойчивого развития

Шешунова Светалана Всеволодовна – к.ф.н., доцент Ун-та ( Дубна)

Шипуло Михаил Георгиевич – к.м.н., доцент Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем Минздрава России

Штамм Александр Юрьевич – главный редактор журнала “Посев”

Обращение открыто для подписания.

Желающие подписать его могут присылать свои подписи по адресу: Россия,

127051, Москва, ул.Петровка, 26/2 – 96, Зубову А.Б.

или на электронный адрес – anzubov@orc.ru